— (1)В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2)Рассказывал много интересного... (З)Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4)И, обратясь ко мне, она сказала: — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.
(5)Я почувствовал раздражение.
— (6)Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7)Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.
— (8)Да?
— (9)Да. (10)По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.
(11)Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:
—Что же нужно? (12)Пейзажи?
— (13)И пейзажи не нужны. (14)Ничего там не нужно.
(15)Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:
— На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16)И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.
(17)Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18)По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19)Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.
(20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:
— Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх.
(21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.
(22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.
— (23)Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24)Я уже это слышала. (25)Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26)Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27)Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28)Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.
— (29)Правда, Лида, правда, — сказала мать.
(30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».
— (31)Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32)Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.
— (33)Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.
В чём заключается активная гражданская позиция? Этот вопрос задает русский писатель А. П. Чехов.
Рассуждая над проблемой, автор обращается к описанию деятельности Лиды. Девушка активно занимается вопросами строительства медицинских пунктов, школ, больниц. Она убеждена, что нельзя сидеть сложа руки, нужно быть деятельным, помогать ближним по мере своих возможностей, даже если это не нравится другим. Но не только на это обращает внимание автор. Оппонентом Лиды в её благом деле становится рассказчик, который считает, что на самом деле попытки улучшить жизнь крестьян тщетны, более того, они осложняют им жить, заставляют больше работать, чтобы позволить себе сходить в больницу или купить книгу: «…медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности…».
Оба примера показывают, что подходить к вопросу обустройства жизни людей нужно с умом, иначе можно усугубить ситуацию и не добиться успеха. Однако не стоит при этом оставлять попытки помочь ближнему, даже если не совсем удается сделать всё правильно с самого начала.
Позиция автора очевидна: активная гражданская позиция заключается в том, чтобы не сидеть сложа руки, а прикладывать усилия, чтобы изменить мир к лучшему.
Я согласна с автором. Действительно, нельзя оставаться равнодушным и бездеятельным, если кто-то нуждается в помощи. Примером этому является произведение Платонова «Песчаная учительница». Мария Нарышкина полностью посвящает себя благому делу. Она устраивает настоящий зеленый оазис в песках. Даже после того, как плод её трудов был уничтожен, Мария Никифоровна продолжает борьбу: едет с докладом в округ, где получает предложение ехать в Сафуту, где она сможет обучить людей культуре песков. Учительница самоотверженно отдает свою жизнь служению людям, жертвуя своими личными интересами.
Таким образом, мы приходим к выводу, что человек должен думать не только о себе, но и об обществе, которое его окружает и по мере возможностей служить ближним. В этом и заключается активная гражданская позиция.